Сегодня 13:00В Архангельской области искали пропавшего школьника
Сегодня 12:09В Котласе водитель иномарки не справилась с управлением и устроила ДТП
Сегодня 10:28Новодвинец организовал в арендованном гараже нарколабораторию
Сегодня 10:13В Архангельской области появится инклюзивный спортзал
Вторник, 21 ноября, 22:00
Завтра в Архангельске +10°CНарьян-Маре +5°C
Оригинальный адрес документа: http://www.izvestia29.ru/reporting/9.html

Ночь в Добролюбовке

Ночь в Добролюбовке

Библиотекари зазывали архангелогородцев музыкой, играми, стихами и почти детективными историями о книгах и их авторах.

В сгущающихся сумерках обычной апрельской пятницы областная библиотека имени Добролюбова или попросту Добролюбовка гудела, как разбуженный улей, на крылечке интеллектуально курили, звучала музыка. Нет, не библиотекари свадьбу играли. В Архангельске наступала «Библионочь».

Столица Поморья уже второй раз принимает участие в этой второй год разворачивающейся всероссийской акции, призванной разбудить интерес потенциальных читателей к сокровищницам мысли, да и нынешних адептов печатного слова позабавить и развлечь. Причем всем гостям пришлось изрядно поломать голову, потому что из перечня мероприятий «Библионочи», занимавшего добрую страницу, им пришлось бы выбрать что-то одно, или бесконечно фланировать по этажам, чтобы ничего не упустить, и в итоге упустить многое. В течение этой ночи это не раз было доказано опытным путем.

Гости стали собираться еще до назначенного времени: бродили настороженно по коридорам библиотеки, принюхивались к многообещающим кофейным ароматам из буфета, толклись у закрытых дверей в залы. «Открою ровно в семь», — пообещала хозяйка одного из них. На лестнице, откуда удобно было смотреть на прибывающих гостей библиотечного приключения, кураторы «Турнира неутомимых» поджидали своих подопечных — читателей старшего поколения, которым предстояло посостязаться в интернет-поиске. «Много наших?» — поинтересовалась одна седовласая элегантная дама у библиотекаря. «Идут», — отвечала та, сияя уверенностью в том, что те идут и придут в конце-концов. До официального начала «Библионочи» оставалось еще минут двадцать.

А в коридорах, похожих уже не на тишайшие библиотечные чертоги, а шумные и многолюдные вокзальные переходы, все еще слышалось: «Вы тоже пришли? А мы думали, никого не будет». И так любопытные и любопытствующие занимали исходные позиции, чтобы нырнуть в книжные интеллектуальные удовольствия.

Каждый новоиспеченный библиофил, переступивший порог гостеприимной Добролюбовки в этот вечер, мог обратить внимание на симпатичного мамонта, вместо шубы укрытого книгами. Так выглядела презентация «Книжного шкафа на Тайболе». Посетители, привлеченные живописным зверем, подходили, листали книги, разбирали флаеры, приглашающие на собственно культурно-экологический фестиваль «Тайбола», который в этом году запланирован на 13-15 июля. Часам к одиннадцати книжная шкура мамонта значительно поредела, книжки нашли своих читателей.

На втором этаже в компьютерном зале уже потихоньку сражались за победу в интернет-поиске неутомимые, а прочий народ растекался двумя потоками: одних манил актовый зал, где обещали музыку до полуночи, там на время расположился фестиваль «Тайбола», другие устремлялись в зал по искусству, где собирались читать стихи на разных языках и сделанные участниками «Библионочи» переводы на русский. Там же проходила незатейливая, детская игра в лото, где вместо номеров были карточки с репродукциями знаменитых шедевров живописи. Играющие, краем уха слушавшие стихи, мучительно вспоминали, как же должна выглядеть «Фрейлина Нелидова» работы Левицкого, или «Непорочное зачатие» кисти Мурильо.

— Ведь все это было в школьной программе! — негодовали одни, если очередной шедевр оставался неузнанным.

— Ведь все это было в Эрмитаже! — сокрушались другие.

Призов за одержанную викторию не раздавали, зато победитель уходил искать других возвышенных развлечений в полной уверенности в своей потрясающей эрудированности.

На третьем этаже в атриуме желающие могли посмотреть, а все прочие, направляясь на четвертый этаж, не моги не пройти мимо выставки художника и графика Олега Кудряшова «Запах Лондона». Запах этот, конечно, никак особо не чувствовался наяву, но был выражен в как бы случайных, тем не менее сильных по своему воздействию снимках художника и в его графических листах большого формата, расположившихся на стенах библиотеки. Тот самый запах могли бы продемонстрировать рабочие перчатки мастера, краски и растворители, с помощью которых он и создавал свои работы. Но эти ароматы были заперты в стеклянный стеллаж. Хотя желающие могли запросто представить себе, как пахнут рабочие рукавицы, выпачканные в краске.

Настроению абстракций в акварельной графике с резкими черными линиями вторили и фотографии — черно-белые снимки пустынных лондонских переулков, кирпичных стен, не выстроенные композиционно и вообще, кажется, снятые случайно, на ходу, словно автор пытался сымпровизировать случайность, не целясь, выхватить ее суть.

Пока некоторые разбирались в абстрактных посланиях Олега Кудряшова, в Центре книги у поэтического микрофона читала стихи поэтов XXI века поэтесса, председатель регионального отделения Союза писателей России Елена Кузьмина. Выбирала проникновенные, увязывала одно с другим, словно плела паутину из печальных слов наших современников. А за стеклянными стенами зала звучали торопливые шаги читателей, спешивших в другие залы, раздавались детские голоса, разговоры и изредка телефонные звонки врывались в тихий уголок этаким шумом обычной жизни. То есть все шло своим чередом: кому-то в этот вечер хотелось тягучей тишины и негромких слов, кому-то песен и забав. Совсем рядом, в отделе «Русский Север» шла интеллектуальная игра «Найди писателя!» Судя по тому, сколько ночных посетителей библиотеки пробегали туда, мимо тихого поэтического кружка, игра пользовалась популярностью.

Здесь же неподалеку, в уютном кабинете писателя Федора Абрамова еще один поначалу довольно тихий кружок собрался, чтобы послушать «Нескучные истории о фолиантах». Внимание посетителей, настроившихся на приключенческие истории книг, полностью захватили библиотекари Центра международных информационных ресурсов. И если до этого вечера у кого-то из присутствовавших там и возникала порой мысль, что библиотекарь — профессия скучная и неинтересная, то после вряд ли кто сможет так подумать. Ведь, судя по рассказам самих библиотекарей, увлекательнее работы с книгами нет ничего на свете.

К примеру, Татьяна Юрченко, ведущий библиотекарь центра, взяла со стола неприметную тоненькую книжицу в обложке из грубой серой мешковины. На обложке надпись от руки — Rilke. На страничках — рукописные строчки синими чернилами. Книжка действительно неприметная, и совершенно непонятная, скажем, для тех, кто не владеет немецким. Но книжка эта стоит внимания, поскольку за этими чернильными строчками постепенно раскрывается судьба человека.

Татьяна Ивановна рассказала, что поэму известного немецкого поэта изложил по памяти заключенный одного из архангельских лагерей для военнопленных в годы второй мировой войны. Автору этого удивительного издания было 19 лет, звали его Харальд Тойфер. В середине девяностых прошлого века пытливым архангельским библиотекарям удалось найти автора этой книги, и его письма и рассказы дополнили историю этой удивительной книги.

После этой истории внимание уже совершенно размягченных гостей целиком захватила Татьяна Клушина, библиотекарь, переводчик с английского. Она рассказала историю еще одной книги — «Дом над Двиной» Евгении Фрезер. О том, как с первыми иностранцами из города-побратима Портленда в Архангельск прибыла дама, которая и показала россиянке эту книгу: заинтересует ли. «Помню, я сразу охватила взглядом всю обложку. Во-первых, Двина! Во-вторых, явно дореволюционное фото маленькой девочки! Сразу поняла, что это мемуары о дореволюционной жизни в Архангельске и что это не может не быть интересно», — эмоционально рассказывает Татьяна Николаевна. И рассказала историю, полную ностальгии и надежды, и добрых воспоминаний о том, как изгнаннице вновь удалось побывать на родине в России.

Работа библиотекаря — это работа с книгой, а через книгу — с человеком, утверждает Татьяна Клушина. И разнообразные фолианты, разложенные на столе, это подтверждают. И сколько еще историй скрывается под разными обложками? Например, история первого англо-русского словаря, еще в XVII веке составленного Ричардом Джеймсом, и до начала XX века пролежавшего в библиотеке Оксфорда. В России эта любопытная книжка увидела свет в 1959 году. Или история прижизненного издания «Братьев разбойников» Пушкина. Приходите, мы вам расскажем, обещают библиотекари Центра, соблазняя любителей книжных историй этими многоцветными тузами в рукаве. Благо, что с наступлением полуночи Добролюбовка не исчезла, как Золушка, и утром вновь открыла свои двери для любимых читателей, старых и новых.

Татьяна Юрьева
22 апреля 2013 16:46

Нашли ошибку? Выделите текст,
нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
22 апреля 2013 16:46

Репортажи

18 июля 2017 19:38Компания «СОГАЗ-Мед» рассказала о страховых представителях
20 июня 2017 13:45Фестиваль, зажигающий сердца
13 марта 2017 16:57Специализированная помощь на уровне высоких технологий
20 декабря 2016 09:28Чемпионская ёлка
4 апреля 2016 13:04Дорога в будущее
3 марта 2016 15:45Спеть с Северным хором
6 февраля 2016 09:11Архангельской скорой — 95 лет!
22 декабря 2015 09:44Мастер-класс по спасению
17 июля 2015 21:24История авиации Севера
16 мая 2015 19:19График отключения горячей воды в Архангельске
15 апреля 2015 15:48Эвакуация из «Титан-Арены»
2 марта 2015 17:13«Краса Арктики»
19 февраля 2015 21:05День в «Малиновке»
30 января 2015 07:26Восемь вагонов истории
26 января 2015 09:38Кулинарное путешествие
Информационное агентство «Архангельские известия», © 2012–17

Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ИА № ФС 77-47994 от 28.12.2011.

163051, г. Архангельск, ул. Воскресенская д. 105, корп. 1
эл. почта: info@izvestia29.ru

Материалы в RSS   Архив

При полном или частичном использовании материалов ссылка на оригинал обязательна. Копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.

Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей младше 16 лет.

Руководитель проекта — Максим Мосеев

Система Orphus