Вчера 16:16Северодвинца от гибели при пожаре спас сосед
Вчера 15:44С космодрома «Плесецк» запустили спутник нового поколения
Вчера 10:07В Архангельской области ждут вторую волну паводковых явлений
Вчера 09:11Житель НАО организовал в арендованной квартире игровой клуб
Пятница, 26 мая, 04:37
Завтра в Архангельске +6°CНарьян-Маре 0°C
Оригинальный адрес документа: http://www.izvestia29.ru/interviews/17.html

Татьяна Кольцова:

Татьяна Кольцова:
Фото lfond.spb.ru

«Север осваивали лучшими силами, в том числе иконописными»

После длительной и сложной реставрации в научно-реставрационном центре им. И. Э. Грабаря в Архангельск вернулась икона великомученика Феодора Стратилата, в 1965 году вывезенная сотрудниками архангельского музея из здания бывшей Никольской церкви села Покшеньга Пинежского района. Накануне в музее ИЗО прошла презентация памятника конца XVI века. Завотделом древнерусского искусства музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» Татьяна Кольцова в ходе этой презентации, отвечая на многочисленные вопросы журналистов, рассказала об уникальности иконы.

— Татьяна Михайловна, в чем ценность представленной иконы?

— Во-первых, это историческая надпись, содержащая точную дату написания — 1581 год. Во-вторых, это история, можно сказать, и времени, и семьи. Икона относится ко времени освоения Пинеги. Мы уже благодаря этой надписи знаем, что там была церковь. А церквей тогда на Севере было очень мало. В других источниках сведений о том, что там была церковь в 1581 году, нет. То есть перед нами документ.

С другой стороны, из надписи мы знаем о том, что женщина поставила икону в память о своем муже. Мы не знаем, что именно произошло. Может быть, он ушел из жизни, защищая северные земли, северные интересы. Может быть, еще что-то. Но это история семьи, и немаловажная история.

И, наконец, третье — это совершенно уникальный памятник, который происходит не из столицы. Это даже не крупный провинциальный центр. Он происходит из очень маленького села. И это тоже уникально. Мы не удивляемся, если памятник такого высокого уровня с художественной точки зрения (специалисты отмечают, что он очень сильный по художественному уровню, технике исполнения, материалам, сделанный с высоким мастерством) появляется в Москве, Вологде, Новгороде. Но он появляется на Пинеге. И это говорит о том, что мы были не таким уж отдаленным краем. Что мы осваивали Север лучшими силами, в том числе духовными, иконописными.

Пусть эта икона была выполнена в Холмогорах и всего лишь отправлена на Пинегу. Но это говорит о том, что и в провинции заботились об уровне иконописания, о том, чтобы в провинциальных храмах стояли памятники высокого уровня.

И любопытно, где он стоял. На протяжении всех лет икона стояла на правом клиросе, и на ней когда-то был оклад, то есть люди ее берегли, уважали. И даже тот факт, что ее переписывали первый, второй раз, — это тоже означает, что ее по-своему берегли.

— Эту икону нашли в 1965-м, а направили на реставрацию в 2010 году, она, получается, очень долго ждала реставрации?

— Мы отправили ее даже раньше, в 2004-м году. Есть реставрационный паспорт, где указано: «Дата выдачи — 2004 год». Мы мечтали, что покажем ее на Холмогорской выставке, но реставрация оказалась столь сложной, что мы, к сожалению, вынуждены были не торопить этот процесс и должны поблагодарить реставраторов за то, что они все-таки сделали уникальный памятник очень тщательно.

— Когда она вернулась в музей?

— Только в конце прошлого года, в декабре подарок нам сделали.

— Как долго икона будет экспонироваться?

— До мая. Потом, к сожалению, опять в фонды, поскольку она не вписывается в экспозицию — очень крупная по размеру.

— Для ее хранения нужны какие-то особые условия?

— Да, конечно, как для всех икон.

— По датировкам, по возрасту памятников в фондах музея подобные вещи или старше есть?

— Самый древний памятник, хранящийся в фондах нашего музея, относится к XIV веку. Но иконы есть и XV, и XVI веков. Однако датированных икон, столь древних, единицы.

— Но они есть.

— Да, и этим мы отличаемся от наших коллег, потому что наши памятники являются во многом опорными для атрибуции, датировки произведений XVI века. Теперь, вместе с Феодором Стратилатом, в нашем собрании пять таких икон.

— Много ли в запасниках музея вещей, подобных этой иконе, которые ожидают своей реставрации?

— Знаете, а ведь это загадка. Когда мы отдаем икону на реставрацию, мы не всегда знаем, что мы получим. Потому что рентген плюс химические анализы дают лишь поверхностное представление об иконе. И лишь только раскрытие дает представление о том, каков автор, сохранился ли автор. Ведь может и не сохраниться первый, авторский слой. С образом Стратилата это уникальный случай, как говорят реставраторы, когда икона сохранилась в отличном состоянии. Это тоже ее достоинство.

— Когда эту вещь отправляли на реставрацию, проводили предварительные исследования, насколько ожидали, что памятник окажется таким интересным?

— Во-первых, нас сразу заинтересовал сюжет. Феодор Стратилат подобных размеров крайне редкое явление. Поэтому сюжет нас заинтересовал. Даже под многочисленными слоями записи все-таки было понятно, что там икона очень интересная по своей атрибутике, по оформлению. И, сделав какие-то небольшие пробы, реставраторы дали согласие на то, чтобы ее все-таки раскрывать полностью.

Бывают случаи, когда, сделав предварительные пробы, реставраторы отказываются полностью раскрывать икону, потому что, сделав это, можно ничего не получить. В таком случае сохраняют какой-то из более поздних слоев. Ведь они тоже живописные и не всегда так уж плохи. Ведь нельзя ругать живописца только за то, что он родился не в XVI-ом, а в XIX веке.

И мы, конечно, не представляли, что икона преподнесет такой сюрприз. Готовили выставку «Наследие холмогорской земли», знали, что наследие Никольской церкви в Покшеньге будет в русле нашей выставки и явно мы получим памятник, который будет приближен к наследию Холмогор. Но то, что мы получили, превысило все наши ожидания.

— Автор известен?

— На сегодня мы считаем, что не исключено, что ее выполнил какой-то иконописец родом из Холмогор, причем мастер очень хорошей школы, может быть, столичной. В конце XVI века именно в Холмогорах была большая артель мастеров, которые работали на провинцию. А Покшеньга была именно провинцией. И не исключено, что именно холмогорскому мастеру был заказан такой образ.

Это только один образ. А ведь у нас еще шестьдесят икон из Покшеньги. И они еще не все раскрыты. Какие находки ждут нас там, мы не знаем. Но очень интересно.

— А кто заказал эту икону?

— Заказчицей была Мария Иванова, как написано на иконе «Феодоровской жены Киселева». Итак, фамилия ее была Киселева, а жена она была Федору. Поэтому Феодор Стратилат был покровителем ее мужа. А покровительницей Марии была Мария Египетская, которая тоже изображена на иконе в отдельном клейме. Причем эта Мария Египетская молится и получает причастие у старца Зосимы. Поэтому смысл иконы таков: Мария молится за своего мужа Федора духовным покровителям.

— Икону еще будут исследовать специалисты, историки, искусствоведы?

— Центр им. Грабаря уже издал целый журнал, посвященный этому памятнику. Там представлены работы трех авторов: реставратора Тамары Миловой, искусствоведа Александра Преображенского и моя работа по истории памятника. На сегодняшний день икона достаточно изучена. Другое дело, что сейчас ее будут включать в спектр искусствоведческих сравнений, на нее будут ориентироваться. Уже сейчас, при подготовке этой выставки одной иконы, мы подобрали ряд икон, похожих на эту. На них может не быть подписей, но благодаря нашей иконе мы это сможем определить время их написания.

— Можно будет найти иконы и того же автора?

— В принципе можно. Уже есть кое-какие соображения среди раскрытых икон о том, что еще на Севере мог написать именно этот автор.

Напомним, отреставрированную икону великомученика Феодора Стратилата 1581 года можно увидеть в Архангельском музее изобразительных искусств до 24 апреля.

Татьяна Юрьева
Дата окончания приема вопросов 25 апреля 2013 11:57

Нашли ошибку? Выделите текст,
нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Дата окончания приема вопросов 25 апреля 2013 11:57

Интервью

17 октября 2016 12:10Елена Шадрина:
20 сентября 2016 13:45Янис Бефус:
1 июня 2016 09:24Елена Шадрина:
8 февраля 2016 09:33Роман Гейзель:
6 января 2016 14:30Противостояние со злом с 3D-эффектами
30 октября 2015 07:38Наталья Чичерина:
4 августа 2015 19:06Сергей Перминов:
16 мая 2015 08:38СМП отмечает 145-летие
24 февраля 2015 22:02Марина Разживина
19 февраля 2015 12:18Андрей Рейн:
8 ноября 2014 20:54Руководство «Водника»:
26 сентября 2014 16:50Почтальон Тряпицын:
18 сентября 2014 11:50Светлана Сергеева:
13 июня 2014 10:57Николай Андреев:
14 мая 2014 10:04Николай Евменов:
Типография Ом-медиа
Информационное агентство «Архангельские известия», © 2012–17

Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ИА № ФС 77-47994 от 28.12.2011.

163051, г. Архангельск, ул. Воскресенская д. 105, корп. 1
эл. почта: info@izvestia29.ru

Материалы в RSS   Архив

При полном или частичном использовании материалов ссылка на оригинал обязательна. Копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.

Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей младше 16 лет.

Руководитель проекта — Максим Мосеев

Система Orphus