Вчера 14:24В Архангельской области зафиксированы два факта мошенничества
Вчера 13:16Архангелогородцев вводит в заблуждение «служба по учёту водоснабжения»
Позавчера 14:36Влияние атлантических циклонов на погоду в Архангельской области сохранится
Позавчера 12:15Пять ДТП с пострадавшими зарегистрировано в Поморье за сутки
Воскресенье, 19 ноября, 04:07
Завтра в Архангельске +10°CНарьян-Маре +5°C
Оригинальный адрес документа: http://www.izvestia29.ru/analytics/54.html

Живая летопись

Живая летопись
Фото dvinanews.ru

Архангельские тексты — обратная сторона современных текстов о семейных историях

Конкурс «Живая летопись. Судьба семьи в истории страны», итоги которого подвели в Архангельске на прошлой неделе, сложно рассматривать как событие чисто культурное — в этом качестве конкурс эссе о семейной истории, организованный Институтом книги, издательством Ridero и правительством Архангельской области, выглядит достаточно очевидным.

Более интересно в «Живой летописи» неочевидное — возможность наблюдения за трансформацией языка авторов эссе, расходящейся с принятыми представлениями о том, в чём заключается история, и что в ней может происходить.

Создатель Института книги Александр Гаврилов, очевидно, отлично понимал практическую гарантированность успеха проекта, который с 2018 года будет масштабироваться (и, видимо, уже при поддержке администрации президента) во многих регионах страны.

Бум проектов «частной памяти» в России, в основных чертах схожий с аналогичными историями в Центральной Европе в 20-30-х годах XX века, очевиден, и бессмысленно искать в нём отражение пафоса «нациестроительства» — с этим всегда отлично справляются идеологи и историки.

В случае же с «Живой летописью» ценность для исторической науки нескольких сотен эссе, написанных учениками школ Архангельской области на основании семейных рассказов, ограничена: учёные работают с таким материалом принципиально иначе.

Важность происходящего совершенно не в этом. Мы имеем дело с большим корпусом сугубо современных текстов о семейных историях, написанных нынешними молодыми людьми — и притом не в рамках заданных стандартов образовательного нарратива. В этом смысле проект Института книги в большей степени литературный проект, в котором современный язык непрофессионального описания истории в семейном контексте — главное действующее лицо. Последние 20 лет мы имели дело в основном с профессиональными работами антропологов, историков и литераторов, вполне продуктивно соотносящих «семейный» и «государственный» исторические контексты.

Архангельские тексты — принципиально иное явление, в какой-то степени обратная сторона таких работ, это то, что остаётся в языке.

Итоги 2017 года для «Живой летописи» будут представлены в виде книги избранных эссе на московской ярмарке Non/fiction. Часть больших работ Ridero издало в качестве призов для участников конкурса. Пока же имеет смысл рассказывать то, что в будущей большой книге и в этих книгах поменьше отличается от того, что мы привыкли думать о «народной истории».

Первое — предсказуемый, но удивляющий своей категоричностью выбор «исторических событий» в семейном контексте.

Глубина семейной истории архангельских текстов стандартно не превышает 150 лет, вообще, «поддерживающаяся воспоминаниями история» в понимании архангельских семей — это достаточно узкий временной отрезок с 20-х по 50-е годы XX века. В нём три крупнейших события: это коллективизация, Вторая мировая с послевоенными годами и Большой террор.

Кажется важным отсутствие в текстах, и это что-то вроде межпоколенческого консенсуса, «второй стороны», врага и оппонента,- дело даже не в том, что у репрессий и коллективизации в эссе вообще нет действующих лиц и институтов (как нет в этом тексте и сколько-нибудь заметного «государства», что выглядит поначалу шокирующим). В обязательных эпизодах военно-семейной истории, что ранее было характерно только для нарративов по Первой мировой, собственно нет немцев/фашистов как противостоящей силы. Мало того, хотя семьи-авторы эссе, разумеется, по большей части городские жители, тексты — это в значительной степени «крестьянский» взгляд на большие исторические события, смысл которых в трагическом и непреодолимом вмешательстве безличных внешних сил в нормальное течение самоорганизованной жизни.

Сама же жизнь, и это поражает не меньше, в значительной степени не карьерные или политические истории, а истории любви и создания семей, частная жизнь в её основе; «внешний мир» соотносится с этим нарративом, но никогда обратно.

Очень показательно, что эти истории теперь захватывают и «пустые времена» на стыке 1960–1970-х, в России известных почти исключительно по профессиональным работам.

Вообще, народная история первых послевоенных десятилетий известна собственно народу в основном в профессиональной обработке, а в общении бытует обычно как некачественный дериватив исторических трудов, дополненный подходящими эпизодами из быта и мемуарной литературы; в конкурсных эссе это совсем не так.

Отдельный интерес в архангельских текстах представляет «неживая» часть нарратива — трактовка и трансформация авторами напластований официальных идеологем различного времени. Можно лишь сказать, что принципиально нового способа взаимодействия с этими конструкциями в архангельских текстах, в общем, нет — это почти всегда заимствованный язык описания, применяемый локально и в основном чужеродный.

Отрицательный результат для Архангельской области — региона с многовековой традицией высокой грамотности, религиозного, светского и профессионального чтения, необычно активных внешних контактов с другими культурами — важен.

«Живая летопись», как и большинство русских текстов об истории, конечно, несвободна от внешних штампов. Но есть в корпусе и то, что нельзя произвести искусственно — это современный язык для описания личной истории вне общественных штампов, которые тексты воспроизводят, но очень ясно изолируют. Такой язык возможен, как и несколько десятилетий, и несколько веков назад,- в этом можно убедиться, ради этого не нужно ехать на край света, достаточно Архангельска, пишет «Коммесантъ».

30 октября 2017 08:43

Нашли ошибку? Выделите текст,
нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
30 октября 2017 08:43

Аналитика

9 октября 2017 10:32В электронной форме
2 октября 2017 13:39В Архангельске прошёл скромный митинг Навального
11 мая 2017 10:56График отключения горячей воды-2017
22 октября 2016 10:12Город «ПАЗиков» навсегда?
31 августа 2016 09:32Кому доверить защиту своих прав в системе ОМС?
30 июня 2016 15:17Поморье выполняет условия минфина
25 мая 2016 19:31 График отключения горячей воды
2 апреля 2016 18:17Утром — деньги, стулья — никогда
14 января 2016 20:35Архангельский губернатор недоволен депутатами?
14 января 2016 18:10Планы на год
22 декабря 2015 09:35Десять событий года
22 октября 2015 12:38Пожарная статистика
20 сентября 2015 11:59«Временного губернатора» больше нет
19 сентября 2015 10:29Архангельская область в лидерах по сумме уменьшения госдолга
25 июля 2015 22:43Архангельская область уменьшает госдолг
Информационное агентство «Архангельские известия», © 2012–17

Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ИА № ФС 77-47994 от 28.12.2011.

163051, г. Архангельск, ул. Воскресенская д. 105, корп. 1
эл. почта: info@izvestia29.ru

Материалы в RSS   Архив

При полном или частичном использовании материалов ссылка на оригинал обязательна. Копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.

Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей младше 16 лет.

Руководитель проекта — Максим Мосеев

Система Orphus